Финансовое воспитание детей: как привить ребенку нужные привычки

Старший школьный возраст (11–14 лет)

Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.

Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги

С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.

Доверьте ребёнку большую сумму денег

Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.

Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока

Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании

Чтобы помочь ребёнку с накоплениями, установите специальное приложение на смартфон, которое предостережёт от лишних трат и напомнит, что мечта ещё не исполнилась. Это могут быть Panda Monеу (копилка-тамагочи), Bankaroo (виртуальный банк) или Alzex Finance (семейный бюджет). Но учитывайте, что русский интерфейс есть не везде.

Сделайте ребёнку банковскую карту

Если вы открываете детям первую карточку, скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.

Выбирайте более сложные настольные игры

Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.

Мотивируйте к накоплению

У многих желаний больше, чем денег – это нормально. Сообща трансформируйте «хотелки» ребенка в финансовые цели

Каждому взрослому в жизни пригодится навык выбора – отказаться от сиюминутного в пользу более важного и ценного. Например, не покупать шоколадный батончик каждый день, а в конце месяца купить желанную игрушку

Мотивацией для начала первых накоплений может стать реальная копилка. Маленьким детям сложно оценить виртуальные деньги на банковском счете, но если речь идет о школьнике, попробуйте оба способа. Некоторым подросткам легче копить деньги на карте, чем наличные. Мобильное приложение MoneyKeeper поможет как в постановке цели, так и с мотивацией при ее достижении.

Поощряйте самостоятельные покупки

Когда ребенок собрал деньги на покупку, позвольте ему самому купить желаемое. Не факт, что с первого раза удастся сделать правильный выбор, но каждый помнит чувство, когда ему удается достичь поставленной цели и реализовать мечту.

Начиная с младшего школьного возраста, дети могут самостоятельно покупать товары по списку родителей. Если до этого вы уже практиковали совместные покупки и правильно расставляли акценты и приоритеты, ребенок справится с этой задачей. Следите, чтобы ребенок в погоне за экономией не увлекся, от этого в большинстве случаев пострадает качество. Не ругайте, если ребенок сделал что-то неправильно. В следующий раз организуйте совместный поход еще раз и покажите разницу между тем, что он купил, и чего вы хотели.

Сыграйте для ребенка роль «придирчивого покупателя»:

покажите недостатки фруктов и овощей – свежесть, вид, цвет, запах;
заострите внимание на разнице веса в упаковках – 1 кг и 900 г;
почитайте с ребенком состав – чем меньше натуральных ингредиентов, тем сомнительнее качество продукта;
расскажите об уловках мерчендайзеров, когда самые дорогие товары находятся на уровне глаз покупателя;
обратите внимание на качество и целостность упаковки.

Даже если боитесь ребенка самого отпускать в магазин, ходите вместе с ним и передайте ему ведущую роль. Тогда вы легко сможете скорректировать сделанный выбор. При совместном шопинге оставьте комментарии к моменту, когда соберете все товары. Всегда хвалите ребенка за правильные решения и сделанный выбор. «Ошибочные» товары изучите совместно и покажите, что с ними не так и почему лучше выбрать другие.

Отвечайте на неудобные вопросы ребенка

Все дети задают «неудобные» вопросы, часть из которых относится к финансам. Если от них отмахнуться и не дать ответ, ребенок в лучшем случае спросит у какого-нибудь другого взрослого, а в худшем – перестанет вам доверять, думая, что вы что-то скрываете. Не обязательно впадать в крайности и отчитываться перед ребенком обо всех ваших доходах или расходах, но ответить – надо:

«Мама, а сколько ты зарабатываешь?» или «Сколько зарабатывает наш папа, больше или меньше дяди Саши?»

При ответе на такие вопросы дайте представление от чего зависит заработная плата. Как она начисляется и из чего складывается. Если озвучить готовые цифры, они могут стать предметом хвастовства перед сверстниками или, наоборот, вызовут у ребенка сомнения в финансовом благополучии. Можно ответить, что в вашей семье взрослые зарабатывают достаточно, чтобы это не вызывало опасений в сегодняшнем и завтрашнем дне.

«Мама, а это правда, что у Настиной бабушки все деньги украли телефонные мошенники?»

В этой ситуации расскажите о наиболее распространенных схемах мошенничества, которые используют преступники. Поясните, почему нельзя верить сообщениям в смс или соцсетях, даже если они приходят от родных и друзей. Если ребенок пользуется счетами и картами, покажите какие сведения нельзя разглашать никому и никогда

Заострите внимание на том, как маскируют фишинговые сайты, и какие уловки используют телефонные мошенники

«Папа, почему у Данила iPhone последней модели, а моему смартфону уже третий год?»

Ошибкой станет критиковать методы воспитания в семье Данила. Еще хуже, если такие вопросы вызовут желание перепрыгнуть чьи-то подарки, и купить новый гаджет в кредит, только бы остаться «на уровне». Такие реакции приведут ребенка к неправильным финансовым установкам. Поговорите с ребенком, в чем задача смартфона, какие у него характеристики и функции. Объясните, какие возникнут последствия для семейного бюджета, если менять рабочий гаджет на новый в погоне за модой.

У любого «неудобного» финансового вопроса есть причина. Отыщите ее, и тогда вам будет проще дать исчерпывающий ответ. Нередко подоплека кроется не в iPhone одноклассника, а в том, что у него отношения со сверстниками складываются лучше, чем у вашего ребенка. После длительной беседы выясняется, что одноклассник прекрасно учится, доброжелателен и активно участвует в жизни класса, а это никак не связано с финансами.

Зачем с детьми говорить о деньгах?

Разговоры с детьми о деньгах желательно начать как можно раньше. Даже в 2-3 года ребенок в состоянии уловить идею, что за товары и услуги надо платить. Любая игрушка или конфета имеют свою цену. Чем раньше малыш осознает ценность денег и поймет, откуда они берутся, тем разумнее его отношения с финансами. Он научится копить и тратить.

Финансово грамотные дети реже поддаются на уловки мошенников. Еще лучше, если родители регулярно проводят беседы о методах и способах обмана, которые используют злоумышленники.

Лучший способ обучения – личный пример родителей. Если вы регулярно ведете семейный бюджет, планируете траты и защищаете свои финансы от рисков, ваши дети с большей вероятностью пойдут тем же путем. Если вы совсем недавно занялись этим вопросом, учитесь вместе с ребенком. Установите MoneyKeeper с семейным доступом и формируйте правильные финансовые привычки сообща.

Младенцы и дети ясельного возраста

Как привить им финансовую грамотность? Они постоянно заняты: учатся есть, спать, ходить и взаимодействовать с миром. Может показаться, что рассказывать им о деньгах — пустая трата времени. Но все начинается с первого денежного подарка, который они получат при рождении и/или в последующие годы. 

  • Ребенок активно реагирует на цвета и звуки, поэтому попросите родных подарить ему симпатичную свинью-копилку. Пусть внесение денег станет ежедневным или еженедельным ритуалом — так вы сформируете привычку откладывать деньги.
  • Потом переведите сэкономленные деньги на сберегательный счет ребенка и продолжайте привычку вносить деньги в свой домашний банк, а затем делать взносы на сберегательный счет каждый месяц.

3-6 лет. «Деньги не растут на деревьях»

В раннем детстве ребенку нужно объяснить базовые экономические принципы, используя наглядные примеры. Для начала подойдут игровые практики – например, игра в ресторан или магазин. Покажите, как оплачиваются товары и услуги, изучите вместе с ребенком различные способы оплаты и виды денег.

В целом обращайте внимание на платежные процессы и вовлекайте ребенка: «Давай оплатим покупку через Apple Pay», «Давай снимем наличные в банкомате», «Пойдем сравним, сколько стоят разные игрушки в магазине». Подключайте тактильное взаимодействие: дети могут нажимать кнопки на терминалах или изучать виды и формы монет под присмотром взрослых

Так ребенок поймет, что деньги – это не абстракция, которая приходит из ниоткуда и уходит в никуда, а измеримый и иссякаемый ресурс

Подключайте тактильное взаимодействие: дети могут нажимать кнопки на терминалах или изучать виды и формы монет под присмотром взрослых. Так ребенок поймет, что деньги – это не абстракция, которая приходит из ниоткуда и уходит в никуда, а измеримый и иссякаемый ресурс.

Психологи советуют родителям открыто рассуждать о финансах в присутствии детей – личным примером вы покажете, как нужно относиться к деньгам. Например, при выборе продуктов на полке магазина, объясните, почему выбрали более дешевый вариант. Или при отказе покупать дорогой велосипед расскажите, что экономите, потому что вкладываетесь в ипотеку или копите на отпуск.

В дошкольном возрасте ребенок должен понимать, что такое бюджет и как создаются накопления. Предложите завести копилку или специальный конверт для откладывания денег «на мечту». Можно также составлять вишлисты – списки желаний с указанием стоимости. Авторы книги «Дети и деньги» Адма Хо и Кеон Чи предлагают завести три копилки: для накоплений, для расходов и для пожертвований (например, на благотворительность).

Чтобы показать, как импульсивные покупки влияют на долгосрочные цели, выделите ребенку небольшую сумму, которой он сможет распоряжаться самостоятельно. Четко обозначьте лимиты – например, можно определить 100 рублей в неделю на спонтанные траты («хотелки»). Если ребенок попросит купить пачку мармеладок на кассе, напомните про ограничение. Объясните, что он может потратить деньги сейчас или отложить на потом, чтобы в конце месяца купить что-то более дорогое из списка желаний. Эта тактика поможет ребенку планировать траты и понимать, что такое бюджет.

Ликвидируйте негативные установки

Не употребляйте в быту неправильные установки в отношении денег:

  • не жили богато, нечего и начинать;
  • гол как сокол;
  • затянуть ремешки;
  • в холодильнике мышь повесилась;
  • в кармане – вошь на аркане;
  • у богатых свои причуды;
  • богат – да крив, беден – да прям;
  • богатство – вода: пришла и ушла.

Народный фольклор не всегда подходит для воспитания правильного отношения к деньгам. Если даже в вашей семье не употребляют такие фразы, следите, чтобы ребенок не попал под влияние других людей – бабушек, дедушек, друзей или одноклассников. Такие короткие фразы глубоко заседают в подсознании и играют злую шутку с финансовыми установками. Человек невольно начинает в них искать оправдание своим неправильным решениям.

Осторожно комментируйте финансовые успехи других людей – не осуждайте и не превозносите их достижения. Не высказывайте мнение, что для богатства нужны особые таланты или обстоятельства

Вселите ребенку мысль, что успешная учеба, усердие и правильный выбор своего дела в жизни могут привести к финансовому благополучию.

Не перекладывайте на детей взрослые финансовые тяготы – жалобы на непосильную ипотеку, злого начальника, который наказывает деньгами, или маленькую зарплату. Такие разговоры могут напугать ребенка, и впоследствии он будет браться за любой труд, лишь бы не остаться без куска хлеба. Постарайтесь поддерживать в детях чувство финансовой защищенности и уверенности в завтрашнем дне, тогда у них не будет фобий, связанных с деньгами.

Воспитание финансовой грамотности

Отношение к деньгам — больная тема для многих взрослых в нашей стране. Люди боятся зарабатывать, не верят, что хороший достаток вообще возможен, стесняются денег, не любят состоятельность или же помешаны на деньгах. Все это берется из детства

Очень важно, чтобы ребенок имел адекватное отношение к средствам

Есть три направления обучения в данной сфере:

  1. как зарабатывать,
  2. как тратить,
  3. как относиться.

В каждом направлении важен баланс.

Заработок не должен быть слишком простым, но и ассоциироваться с чем-то мучительным тоже не должен. Дайте ребенку возможность помочь по дому. Причем это должны быть не его классические обязанности, вроде уборки своей комнаты, а дополнительные задачи, которые несут ценность для семьи. Постепенно ребенок сможет заработать собственной инициативой. Многие дети продают простые изделия собственного производства или выгуливают собак. Так ребенок учится зарабатывать не только деньги родителей, но и у своего окружения.

Береги деньги смолоду: как правильно обучить детей финансовой грамотности

Траты должны быть осознанными и не идти только на развлечения или фанатично складываться в копилку. Умение оценить свои вложения — важный навык для предпринимателя, и ребенок с ранних лет способен учиться основам инвестирования, когда откладывает деньги на будущее или с выгодой для себя тратит их на свое развитие. Вопреки сложившимся стереотипам, школьник может создать вполне успешный работающий бизнес. В качестве примера можно указать на массу школьных стартапов, созданных в рамках программы «Школа дела», уроки предпринимательства в лицее НИУ ВШЭ, или разработку школьных стартапов на факультете бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова. Среди проектов, созданных школьниками — продажа бомбочек для ванн собственного производства в Instagram, продажа меда под собственным брендом кофейням и так далее.

Научите управлять бюджетом

Планировать будущие траты – полезный навык. Как потратить карманные деньги, выданные на неделю – за один день или две недели? А может их вообще не тратить, а отложить на «мечту»?

Объясните ребенку, что карманные деньги или денежные подарки на день рождения – это его финансы.Ему решать, как ими распорядиться.

Выдавайте карманные деньги раз в неделю или месяц. Если дробить суммы ежедневно, гораздо выше вероятность сиюминутных трат на нерациональные покупки.

Постоянно расширяйте зону финансовой ответственности ребенка. После успешного шопинга за продуктами по списку помогите ему составить план по покупке канцелярских и других школьных принадлежностей. Научите ребенка самостоятельно контролировать наличие расходных материалов, таких как ручки, карандаши и тетради.

Не платите ребенку за текущие оценки. Если вам интересен формат мотивации к успешному обучению, предложите школьнику денежный бонус или дорогой гаджет по итогам учебного года. Не нарушайте данного обещания и не дарите подарок просто так, если ребенок не справился с поставленным условием.

13-18 лет. Финансовая осознанность

В подростковом возрасте важно дать ребенку еще большую финансовую свободу, поэтому не пытайтесь отслеживать и контролировать все траты. Проанализируйте вместе расходы и определите оптимальный бюджет, выходить за рамки которого нельзя

Не стоит устанавливать слишком жесткие ограничения – подростку нужны деньги на развлечения или встречи с друзьями в кафе, у него меняются потребности, и это нормально.

В старшей школе некоторые дети уже находят подработку. Расскажите об особенностях трудового права, о налогах, самозанятости и предпринимательстве. Многие дети еще до 14 лет заводят онлайн-кошельки, чтобы оплачивать услуги в интернете, а некоторые начинают зарабатывать в соцсетях. Объясните им, как легализовать доход.

Попробуйте подыскать подростку работу сами – например, кому-то из знакомых может понадобиться репетитор или бэбиситтер. Так вы обезопасите ребенка от контакта с незнакомцами, но в то же время дадите ему возможность заработать. Например, в ритейле, часто используются сервисы досрочных выплат зарплат, подобные полезные финансовые инструменты помогают научится распоряжаться уже заработанными деньгами и наглядно отслеживать начисления в приложении. Предложите подростку установить приложение для учета расходов, например, CoinKeeper – так ему будет проще отслеживать свои финансы и не уходить в минус.

Подростки часто попадаются на уловки мошенников при оплате товаров в интернете

Важно объяснить, как должна проходить оплата, как распознать мошеннический сайт, как сравнивать цены в онлайн-магазинах

Заведите ребенку банковскую карту и объясните, как ей безопасно пользоваться. Расскажите, какие есть вклады и как они устроены.

Расскажите подростку, что такое кредит и микрокредит, как работают кредитные карты, какие есть подводные камни и преимущества их использования. Объясните, как работает кредитный рейтинг и почему о нем лучше заботиться с самого раннего возрасте.

Олимпиады и хакатоны по финансовой грамотности – отличная возможность проверить свои знания и получить бонусы при поступлении. Так, участники «Финатлона» могут воспользоваться льготными условиями при поступлении в экономические вузы.

Все больше посвящайте подростка в свои траты. Он должен понимать, сколько уходит на аренду жилья, ипотеку, коммунальные услуги и другие категории, на которые вы тратитесь регулярно. Даже если семье на все хватает, не создавайте у ребенка иллюзию «легких денег». Роберт Уинстон, автор книги «Как помочь ребенку повзрослеть», рекомендует привлекать подростков к крупным финансовым решениям – например, к планированию отпуска или покупке жилья. В России эта тактика пока не пользуется популярностью: по данным НАФИ, 73% родителей не привлекают детей к планированию семейного бюджета.

Не секрет, что родители играют важную роль в становлении не только личности ребёнка, но и в формировании полезных, прикладных привычек, таких, как правильное распоряжение бюджетом. Не бойтесь говорить с ребенком о деньгах, прививая с детства осознанное отношение к этому, вы формируете будущую финансовую грамотность взрослого человека.

Попробуйте на своем примере научить ребенка финансовым азам, начиная с 3-4 лет, и вы увидите, как в 10 лет он будет самостоятельно принимать обоснованные решения.

Финансовое воспитание детей: основные ошибки

1. Все финансовые вопросы семьи тщательно скрываются от ребенка

Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают детей от сложностей взрослой жизни. Но при этом ребёнок лишается возможности получить знания о деньгах и опыт решения финансовых проблем. Он не может сформировать правильное мнение о назначении денег. 

Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и обязательно нужно. Конечно, учитывая его возраст. Совсем не обязательно обсуждать с 5-летним ребёнком размеры своей зарплаты или проценты по кредиту. Но, например, младшеклассник уже должен иметь общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги и куда они тратятся.

2. Постоянное подчеркивание отсутствия денег

Это противоположная крайность. Когда родители постоянно повторяют, что денег нет и не предвидится. Когда они не обсуждают способы выхода из этого положения. И когда ребёнок слышит одни жалобы и сомнения в благополучном будущем. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально. Он может чувствовать себя беспомощным, ущербным и в чем-то виноватым. Так как дети до определенного возраста во всем склонны искать причину в себе. Эту неуверенность и пассивность ваш ребёнок может унести с собой во взрослую самостоятельную жизнь. 

3. Использование финансовой зависимости ребенка

Иногда родители пытаются повлиять на поведение детей с помощью финансов. Например, наказывать ребенка, лишая его карманных денег. Чаще всего такие методы вызывают лишь отчуждение и протест. 

Следует постараться найти другие рычаги влияния на поведение ребенка, и не использовать манипуляции деньгами. Ведь карманные деньги даются для того, чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, чтобы у него были полностью свои деньги, на которые он может рассчитывать, которыми он может распоряжаться сам. Получается, когда вы отбираете у ребенка эти финансы за плохое поведение, вы лишаете карманные деньги своей главное функции. 

Финансовые инструменты и безопасность

Уже с 6-7 лет ребенок может пользоваться банковской картой, привязанной к счету родителей. А с 14 лет – иметь свою. Опыт использования банковской карты необходим, чтобы научиться обращаться с деньгами: ведь большая часть расчетов сегодня происходит безналичным образом. Для своего спокойствия вы можете установить для карты ребенка дневной лимит оплаты покупок и снятия наличных в банкоматах.

До того, как в руки ребенка попадет банковская карта и гаджеты, важно предупредить его о связанных с ними опасностях. Ребенок должен понимать, что с карты, как и из кошелька, можно украсть деньги, поэтому нельзя оставлять карту без присмотра или отдавать другим, сообщать кому-то платежную информацию или коды из банковских приложений

Предупредите ребенка о компьютерных вирусах, краже платежных данных – в том числе через соцсети, вымогательствах под видом штрафов или просьб о помощи, навязывании платных услуг (смс за просмотр контента, покупки в играх) и методах социальной инженерии. Дети еще в школе привыкают отвечать на вопросы взрослых, поэтому излишне откровенны, когда в сети или по телефону у них начинают узнавать адрес, данные о родителях и платежную информацию. Объясните, к чему это может привести, и не ругайте, если инцидент уже произошел. Так вы сможете не создавать ненужный стресс из-за денег и сохранить доверительные отношения в финансовых вопросах.

Работа с проблемами

Подавляющая часть бизнес-литературы посвящена тому, как найти проблему потребителя, определить ее решение и донести информацию до клиента. Однако мало где написано, что это умение формируется в детстве.

Родительская привычка ограждать от проблем и решать их за ребенка часто приводит к тому, что умение идентифицировать проблему и подсознательно искать ее решение атрофируется.

Если вы хотите воспитать предпринимателя, не делайте все за ребенка, а предложите ему помощь. Еще лучше, если для решения проблемы ребенку необходимо организовать небольшой проект, типа уборки двора или починки забора на даче.

Почти все ключевые предпринимательские навыки заложены в ребенке с рождения. Взрослым нужно уметь бережно относиться к этим «росткам» и стараться их не загубить. Это отнюдь не так просто, как кажется. Если вы хотите вырастить предпринимателя, вооружитесь громадным терпением.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Сколько денег давать на карманные расходы

Еще в детсадовском возрасте многие дети проявляют интерес к деньгам – увлеченно собирают в копилку монеты, рисуют «купюры» для игры в магазин и задумываются, как сделать так, чтобы у папы или мамы в магазине всегда хватало на любую игрушку и сладости. Со временем на смену пассивному созерцанию приходит активное участие – ребенок получает в свое распоряжение первые карманные или подаренные деньги.

Некоторые родители стремятся как можно дольше ограждать ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит все и сразу, купит что-то некачественное или просто «повзрослеет раньше времени». Однако, по мнению психологов, не стоит чрезмерно оттягивать первые попытки самостоятельного распоряжения деньгами. «Для того, чтобы ребенок научился разумно пользоваться деньгами, для понимания функции и цены денег – ему нужны деньги», – убеждена Олеся Княжева. Когда же начинать?

В возрасте 4-5 лет карманные деньги давать еще слишком рано, но можно завести копилку, куда ребенок будет складывать деньги на какую-нибудь цель. Например, подарок на Новый год или дорогую игрушку, которую родители не могут купить сразу. «Совсем забытый, но такой хороший урок финансовой грамотности, успешно использовавшийся со времен Советского Союза, – поход в булочную или за молоком, куда родители отправляли нас лет с шести», – вспоминает Олеся Княжева. Самостоятельные мелкие покупки, пусть и под присмотром родителей, очень способствуют развитию ответственности.

Небольшие суммы на карманные расходы нужно начинать выдавать ребенку уже в младшем школьном возрасте, говорит Олеся Княжева. Сумма должна быть фиксированной и заранее оговоренной, чтобы ребенок научился ее распределять. Получение карманных денег не должно зависеть от поведения или оценок в школе. Сколько давать денег? Это зависит от статей расходов и семейного бюджета. Не следует выдавать слишком крупную сумму, даже если финансовые возможности родителей это позволяют. «Исходить нужно из степени ответственности ребенка, а не его желаний, и определять сумму индивидуально», – рекомендует педагог-психолог.

Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей, – например, семилетнему давать 70 рублей, десятилетнему 100 рублей. Младшим детям лучше выделять деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста – раз в неделю, а в старших классах – раз в месяц. Чем старше ребенок – тем более он способен планировать свои траты.

«Многие родители являются противниками карманных денег, потому что не доверяют своим детям. Они боятся, что те потратят средства на что-то вредное, запрещенное, и это, к сожалению, не исключено. Но, отгораживая детей от внешнего мира, вы не защищаете их от ошибок, а напротив, лишаете бесценного опыта, который в этом возрасте пройдет менее болезненно. И, конечно, чем больше доверия к себе чувствует ребенок, тем больше его уверенность в себе. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», – говорит педагог-психолог Олеся Княжева.

Наблюдайте, как ребенок распоряжается карманными деньгами, тратит ли сразу все или постепенно. Введите правило: выданная сумма уже не увеличится, и, если потратить ее сразу, придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Так ребенок с детства научится жить по средствам. Если вы видите, что деньги сразу исчезают в неизвестном направлении – вмешайтесь и выясните причину.

Не нужно указывать ребенку, что и где покупать, но советы в мягкой форме давать можно и даже нужно

Например, обратите его внимание, что леденец в магазине у дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, где вы собираетесь гулять. Кроме того, обязательно составьте список запрещенных покупок, если таковые имеются – например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов или какие-то продукты противопоказаны ребенку по состоянию здоровья

Распоряжаясь деньгами, ребенок чувствует себя взрослым, что положительно сказывается на развитии его навыков. Предоставьте ему возможность самостоятельно оплачивать, например, школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше опыта в обращении с деньгами будет иметь ваш ребенок, тем лучше он окажется подготовлен к взрослой жизни.

«Позволяйте ребенку совершать ошибки! – говорит Олеся Княжева. – Чем больше мы опекаем своих детей, тем беспомощней они вырастают»

При этом важно не критиковать выбор ребенка. Он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями и не будет подвержен насмешке

Как научить ребенка копить деньги?

На индивидуальных консультациях родители часто спрашивают, как научить ребенка копить деньги?

После внедрения карманных денег, а так же всех остальных видов дохода, ребенок точно знает, сколько у него имеется денег и сколько будет получено в определенный период. И поэтому он может планировать свои расходы и в случае более высокой стоимости планируемой покупки, ребенок откладывает нужное количество денег. Таким образом, он начинает копить. 

Также можно научить ребенка системе распределения всех доходов 50-40-10. Система заключается в следующем: все доходы ребенка, кроме целевых, распределяются в следующих направлениях: 50% – «Золотая курица» (создание капитала, в дальнейшем инвестирование), 40% – на цели (желания из списка, проработанные в цели), 10% – текущие вложения (вкусняшки и развлечения). Такая система распределения доходов позволяет грамотно распределить все деньги и решить финансовые задачи: накопления, сохранения и потребления.

В нашем клубе «Юный миллионер» мы обучаем детей всем описанным выше навыкам, а также обучаем родителей помогать своим детям, внедрять эти навыки в ежедневное пользование.

Будьте чёткими и последовательными

Формирование привычек у детей должно происходить постепенно. Лучше сконцентрироваться на необходимом минимуме и отработать 2–3 навыка, а потом переходить к следующим, иначе эффективность усилий снизится.

Если речь идёт о сложной привычке, то нужно концентрироваться исключительно на ней. Но со временем вы заметите, что вслед за одной автоматически подтягиваются и другие.

Суть привычки должна быть ясной и выполнимой. Например, вы решили приучить ребёнка ополаскивать за собой тарелку. Проговорите: 

  • зачем это нужно и как это поможет;
  • в каких случаях нужно делать;
  • как поступать с остатками пищи; 
  • куда ставить тарелку после ополаскивания.

Если ребёнок понимает, что от него хотят, ему легче привыкнуть к действию. 

<<Форма демодоступа>>

С какого возраста начинать финансовое воспитание детей

Ребёнок способен усваивать финансовые азы еще до школы. Уже с двух лет дети могут относительно адекватно воспринимать окружающий мир и оценивать его. Конечно, не стоит пытаться делать из 2-летнего малыша финансиста, но объяснить само понятие денег, рассказать, как они появились и донести их ценность — вполне посильная задача. 

С 6-7 лет можно вместе составлять списки покупок, чтобы ходить по нему в магазин. Это тот возраст, когда ребёнку можно начать давать карманные деньги. А также это время говорить о финансовых целях и способах их достижения. 

С 9-10 лет можно оформить ребёнку карту, привязанную к карте родителей. Чтобы подросток учился распределять свои деньги, копить, делать переводы. И, самое главное — чтобы он совершил свои первые финансовые ошибки. В этом возрасте нужно предоставить ребёнку свободу и не требовать отчитываться за каждую покупку. 

Подростковый возраст (14–18 лет)

Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании

Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников

Составьте вместе финансовый план

Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.

Покажите финансовые лайфхаки

Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.

Дайте подростку больше интересных книг

Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.

Читайте: 35 способов, которые научат вас экономить деньги

Дети старшего подросткового возраста

Старшие дети и любят, и ненавидят период взросления — когда уже не могут быть беззаботными, но еще не ответственны. Я знаю, потому что мне очень смешно, когда моя дочь и племянник жалуются на то, что взрослеть тяжело.

В этом возрасте они должны сами отвечать за свой транспорт, еду и одежду — не говоря уже о налогах, вычтенных из их зарплаты. Если с детства у них сформировались хорошие финансовые привычки, к этому возрасту, когда их уже не будоражит финансовая независимость и бесконтрольные расходы, они должны хорошо распоряжаться деньгами

Ди Ю рассказывает: «Когда я училась в старших классах, мама дала мне свою чековую книжку и заставила ежемесячно заполнять чеки, чтобы платить за аренду и следить за балансом». Сейчас большинство транзакций совершается онлайн, и этот метод придется адаптировать. Тем не менее, оплата счетов — это ответственность, которую молодые люди могут взять на себя. Когда я дала это задание своим детям, они узнали, что такое оплачивать счета. Они поняли, что зарабатывать здорово, пока большую часть денег не приходится отдавать за коммунальное обслуживание, телефон и автомобиль. Когда они уедут из дома и обзаведутся собственным жильем, они будут знать, что надо оплачивать счета, и как это делается, поэтому реальная жизнь их не шокирует.
Наташа Бади советует родителям открыть пенсионный счет, когда ребенку исполнится 18 лет. Ее сын получил его в 19 лет

Она также сказала: «Детям нужно изучить правило 72 (сложные проценты) и познакомить их с финансовым консультантом, который будет строить с ними отношения».
Рикардо Пина из Modest Wallet отмечает: «Научиться зарабатывать деньги в детстве — невероятно важное умение для взрослой жизни… Это не только помогает формировать характер, но и навыки, которые мы приобретаем в юности, могут служить нам поддержкой на протяжении всей жизни

Подработка и неполный рабочий день — это удивительный и интересный способ рассказать детям о деньгах и о том, как их заработать».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий